Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

 

Ручной труд:

«Мастерим игрушки вместе».

 

 Развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он будет играть.Еще А.М. Горький писал, что "игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить".

В век изобилия любых игрушек на любые вкусы появилась тенденция увлечения игрушками домашними. Если сейчас заглянуть в магазины, количество товаров для детей ошеломляет родителей: «В наше время такого не было, только мечты про куклу, машинку, конструктор, железную дорогу… Сейчас пойду и всё куплю!» Поэтому теперь, когда, кажется, не проблема исполнить любой детский каприз, купить что угодно, где угодно, когда угодно, – тем более удивительно, что дети по-прежнему просят родителей делать игрушки своими руками.

Когда игрушки сделаны руками родителей, то конкуренции и сравнения меньше: игрушки уникальны, их труднее сравнивать, чем те, что куплены в магазине.

Не секрет, что каждая рукодельная игрушка чуть-чуть (а иногда и очень даже) похожа на своего создателя. Не потому ли так важна детям кукла, сшитая мамой и чем-то на маму похожая? В народных сказках повторяется сюжет, где куколка, сделанная матерью, помогала дочке в пережить самые тяжкие невзгоды… Дети с удовольствием играют «несовершенными», «странными» игрушками, пусть даже старыми, затёртыми, но всё равно любимыми. И с гордостью говорят: «Это мне мама сама сделала», «Это папа сам сделал для меня

Важно, чтобы ребенок как можно раньше увидел, что предметы создаются руками людей. Здесь большую часть сыграют поделки, изготовленные вами для вашего ребенка вместе с ним.

Мастеря игрушки вместе с детьми, обращайте внимание на то, чтобы дети работали пальцами обеих рук. Не бойтесь доверять ребенку ножницы, только помните, что они должны быть безопасными, с тупыми концами. Работать с ними ребенок должен под непосредственным присмотром взрослого. На начальном этапе обучения возможно использование совместных действий взрослого с ребенком, когда вы берете руку ребенка в свою и проделываете нужное движение. Пусть ребенок почувствует это, в дальнейшем он более успешно будет повторять его сам.

         Педагоги советуют   обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Появление игрушек из бумаги, баночек, косточек от фруктов, желудей, скорлупы от грецкого ореха и т.д. воспринимается ребенком как чудесное превращение, вызывает у него восторг, будит его фантазию. Наблюдая за Вашей работой, ребенок будет задавать вопросы, высказывать свои предположения. Даже если он будет молча наблюдать за работой, это все равно полезно для его развития.

 

Что же можно сделать вместе с ребенком:

 

   Вместе с дочкой можно сделать простые украшения: бусы, кольца, браслетики, нанизав на толстую нить или тонкую проволоку желуди, ягоды рябины или пеналы от киндер – сюрпризов,  обертки от конфет, вафель и т.д.

   -Дети любят пускать лодочки, кораблики. Сделать их можно из половинок скорлупок грецкого ореха, а мачту с парусом – из палочки и бумаги. Лодочки можно вырезать из пенопласта, пробки, придав им соответствующую форму.

  - Интересны для игры гремящие игрушки. Сделать их просто: в любую пустую пластмассовую емкость (например, пенал от киндер – сюрприза) следует насыпать горошины, желуди, мелкие камешки и т.д. Привлеките к этому процессу ребенка. Желательно сделать несколько различных «шумелок» с разными «наполнителями» - они будут издавать разные звуки, что будет способствовать развитию остроты слуха.

  -Бумажные самолетики, стрелы, вертушки можно сделать прямо на прогулке. Играя с ними, ребенок будет много двигаться, наблюдать за их движением в воздухе, получая при этом положительные эмоции.

 - Богатые возможности для пробуждения детской фантазии и игры дает природный материал: шишки, желуди, каштаны, семена и плоды деревьев… Смастерив вместе с ребенком забавную игрушку, можно в дальнейшем использовать ее в играх.

  Мастеря игрушки вместе с детьми, обращайте внимание на то, чтобы они работали пальцами обеих рук. Развитие этих движений способствует развитию речи, а также готовит руку к письму.

Сейчас появилось множество различных видов и техник рукоделия и творчества. Материалов и инструментов, литературы и публикаций в интернете – огромное количество. Каждый может найти для себя и своих детей увлечение по душе. Необходимо помнить, что у детей 3-4 лет еще только формируется мелкая моторика рук, поэтому стоит выбирать предметы величиной с грецкий орех или фасоль. При изготовлении игрушек нужно избегать слишком ярких цветов, так как это слишком утомляет еще не окрепшую нервную систему малышей.

   Не забывайте отмечать достижения ребенка, подчеркивая значимость его дел. Участие в делах взрослых членов семьи вызывает у ребенка радостные чувства, он начинает осознавать себя членом семейного коллектива и свой «вклад» в общее дело: «Я помощник».

Дети очень любят строить из песка, снега, небольших прутьев, брусков, камешков.

Часто родители сдерживают инициативу детей и запрещают им собирать разный "мусор". Но ведь палка для ребенка может быть удочкой и морковкой, рыбкой и градусником. Весь природ­ный и бросовый материал — замечательный материал для разви­тия детской фантазии, мышления, речи. При сооружении раз­личных построек из этих материалов дети ищут способы, как их поставить, как соединить детали и т.д. При этом у них развива­ются наблюдательность, трудолюбие.

Для игр можно использовать различной величины коробки. Для прочности их вместе с ребенком можно обклеить плотной цветной бумагой. Ребенок с удовольствием соорудит из больших коробок поезд, пароход. Коробка может быть кухонной плитой и столиком...

Обыгрывайте постройки, чтобы вызвать желание строить. На­пример: построить дорожку к домику матрешки. Накормить кук­лу Машу обедом. Построить заборчик к домику Петушка... Для обыгрывания построек предлагайте ребенку куклу, зверюшек, посуду, лоскутки... Вот тут и пригодятся поделки из различных материалов, которые ребенок с удовольствием будет использо­вать в своих постройках наряду с готовыми игрушками. На этой основе будут обогащаться и сюжетные игры.

Рукотворные игрушки помогают развивать творческое мышление и дают больше свободы в игре. С их помощью дети учатся бережливости, более внимательному отношению к миру, так как дорожат такими подарками.
       Совместное творчество по созданию игрушек – ключ к пониманию и совместному радостному общению. Вы приятно проводите время – и в награду получаете доверие и радость своих детей. 

 

-Если вы хотите сделать игрушку своими руками из подручных средств, вам сюда:


1. https://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/11-klassnyh-igrushek-kotorye-vy-mozhete-izgotovit-s-detmi-pryamo-sejchas-1411465/

2. https://www.passion.ru/mama/obuchenie-i-razvitie-detey/sdelay-sam-7-interesnyh-igrushek-iz-podruchnyh-sredstv-154972.htm


3. https://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/news-44782-chem-zanyat-detey-doma-razvivayuschie-igry-dlya-malyshey-svoimi-rukami/

 

 Лепка  «Сидим дома. Пластилиновый денек»

Длительное  детям не хватает общения друг с другом. По мере возможности стараемся поддержать наших малышей и их родителей. Для этого постоянно осуществляем взаимосвязь с семьями наших воспитанников с помощью общей группы.

Для малышей, находящихся в режиме самоизоляции, вызванной распространением коронавирусной инфекции, провели Пластилиновый денек

Не стоит лишний раз напоминать, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества и имеет огромное значение в развитии ребенка. Он не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Ребёнок учится владеть своими руками, самостоятельно создавать бесконечное множество образов.

Пластилин - самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию, как в техническом плане, так и психологическом.

Лепка способствует развитию мелкой моторики: ребенок учится выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка даёт возможность малышу научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыш начинает обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их. Так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

 

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш воспроизводит знакомые образы или придумывает новые, подробнее знакомится с различными формами и учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом, закладывается у ребенка фундамент для умственного развития.

 

Занятия лепкой успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относиться к взрослым, сверстникам, животным и природе. Малыш приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуальны такие занятия для "проблемных" детей.

Родители, помните, что лепка из пластилина - приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. С удовольствием будет создавать героев полюбившихся мультфильмов, домашних любимцев или сказочных персонажей.

 

 Если вы хотите, слепит что-то из пластилина, вам сюда:
1.http://ihappymama.ru/poshagovyj-master-klass-po-lepke-lepim-milyh-zhivotnyh/
2.https://www.colady.ru/15-luchshix-uprazhnenij-dlya-rebenka-shkolnika-7-10-let-v-domashnix-usloviyax.html

 

Рекомендации для родителей

"Чем занять ребенка?"

 

    Мир перешел на режим домоседства. Но, как уверяют психологи, долгая изоляция один на один с детьми - не повод для стресса и конфликтов, нужно выдохнуть и провести время с семьей на радость всем. Ведь это возможность узнать, что именно любят ваши дети и повеселиться от души. Предлагаю идею, которая поможет скоротать время с пользой для ума и сердца, когда уже все настольные игры надоели, а от компьютерных игр голова кругом. 

Пусть этот список будет вашей палочкой - выручалочкой:


1. Попробуйте организовать домашний пикник — поверьте, это может быть очень даже весело.
 2. Используя стулья, кресла и любые другие подручные материалы, постройте крепость из одеял. Квест для детей и взрослых.

3. Найдите в Сети инструкцию и сделайте из старых носков симпатичных маленьких куколок.
4. Организуйте вечеринку с танцами под ваши любимые мелодии.
5. Устройте чайную церемонию.
6. Почитайте детям стихи.
7. Поиграйте с дочками в маникюрный кабинет, сделайте друг другу красивый маникюр.
8. Смастерите букварь. Пусть ребенок поможет вам сделать подборку фото вещей, название которых начинается с определенных букв алфавита.
9. Поиграйте в школу — пусть ребенок попробует себя в роли учителя.
10. Пересмотрите старые фотоальбомы — иногда так приятно окунуться в прошлое.
11. Если есть видеокамера, попробуйте снять фильм о своей семье.
12. Попросите детей нарисовать их любимых персонажей из мультфильмов.
13. Поиграйте в настольные игры, к примеру, в «Монополию» или «Лото».
14. Порисуйте акварельными красками.
15. Спрячьте где-нибудь «сокровища». Поиграйте в кладоискателей.
16. Напеките печенья.
17. Поиграйте в переодевания: попробуйте одеться как известные люди или ваши знакомые.
18. Научитесь делать пилотки из газеты. В Сети несложно найти инструкцию.
19. Поиграйте в прятки.
20. Научите детей готовить какое-нибудь простое и вкусное блюдо.
21. Организуйте дома эстафету или полосу препятствий, которую нужно пройти.
22. Постройте вместе крепость для игрушек из картонных коробок и скотча.
23. Поиграйте дома в снежки, используя вместо снега скатанные носки.
24. Устройте киносеанс: посмотрите вместе фильм.
25. Сделайте фигурки из теста и испеките их.
26. Сделайте несколько веселых, смешных фото и отправьте их по электронной почте близким людям.
27. Из большой картонной коробки сделайте имитацию автомобиля. Внутри коробки можно поместить сидение для водителя, а внизу вырезать дырки для ног. Ноги в этом случае будут играть роль колес автомобиля.
28. Сделайте открытки ручной работы к следующему празднику: с рисунками и аппликацией.
29. Поиграйте в крестики-нолики.
30. Сделайте из плотного картона свои собственные пазлы, раскрасьте их и затем вырежьте.
31. Придумайте свою собственную игру-соревнование.
32. Нарисуйте картины в подарок для бабушек и дедушек.
33. Поиграйте в активную игру. Например, раскидайте по полу подушки. Они будут «безопасными островками», а остальной пол — «лавой». Нужно прыгать с подушки на подушку, не попадая на пол.
34. Нарисуйте на большом листе ствол дерева и ветки. Намажьте ладони легко смывающейся зеленой краской и нашлепайте на ветках много зеленых «листьев», просто прикладывая руки к бумаге. Спустя много лет вам будет интересно посмотреть на отпечатки крошечных ладошек.

35. Попрыгайте на груду подушек, предварительно собранных в одно место со всего дома.
36. Боулинг на дому. Возьмите разнообразные пластиковые банки из ванной (шампуни, кремы), расставьте их в одну линию. Осталось найти небольшой мяч, и ваш домашний боулинг готов!
37. Разучите новую песню. Можно будет исполнить музыкальный номер перед папой или другими родственниками потом.
38. Обклейте одну из стен постерами с изображениями любимых героев или актеров.
39. Сделайте бусы из бисера и разноцветных бусин. Для себя или кому-нибудь в подарок.
40. Организуйте свое собственное шоу талантов. Пусть каждый продемонстрирует какой-нибудь номер.
41. Сделайте снегопад (листопад, звездопад) в комнате — из снежинок (листочков, звездочек), вырезанных из бумаги.
42. Скоро чей-нибудь день рождения? Пора готовиться, делать украшения для дома. Сделайте гирлянду из разноцветной бумаги. Вырежьте из бумаги фигурки и скрепите их между собой.
43. Слепите из специальной полимерной глины фигурки и запеките их в духовке, чтобы они затвердели.
44. Нарисуйте и раскрасьте любимых героев (из мультиков или книг) на бумаге, вырежьте их. Придумайте им аксессуары: новую одежду (для девочек), машины  (для мальчиков). Поиграйте в бумажных кукол.
45. Напишите бумажное письмо вместе с ребенком. Украсьте его и отправьте в виде открытки кому-нибудь из друзей детей по электронной почте.
46. Сделайте корону для принцессы или принца.
47. Смастерите костюм супергероя из подручных мелочей.
48. Перемеряйте мамину или папину одежду.
49. Пересмотрите семейное видео.
50. Смастерите и запустите бумажный самолет.
51. Почитайте детям вслух их любимую книгу.
52. Придумайте и сделайте свой журнал — если ребенок еще не умеет писать, объедините ваши усилия по его созданию.

53. Испеките кекс. Пусть дети сделают большую часть работы.
54. Вместе запланируйте и подготовьте семейный отдых на всю неделю.
55. Научите детей зашивать дырки, например, в носках.
56. Сделайте перестановку мебели в детской комнате.
57. Откройте домашнее какао-кафе. Какао в нем можно подавать с зефирками, взбитыми сливками, с шоколадками — ваша фантазия ничем не ограничена.
58. Смастерите птичью кормушку из пластиковой бутылки. Насыпьте туда семечек и подвесьте за окном.
59. Приготовьте мини-пиццы, используя хлеб, томатный соус, сыр и любой ингредиент по вкусу. Готовность определить просто — по мере плавления сыра.
60. Дайте детям попробовать себя в роли визажистов — это будет очень весело!
61. Поиграйте в пациента и врача. Любому ребенку будет интересно хотя бы некоторое время побыть врачом.
62. Поиграйте в «мумию». Участники игры оборачивают «мумию» во много слоев туалетной бумаги.
63. Бросание мячей. Поставьте несколько ведер разного диаметра и предложите детям покидать в них мячи с разного расстояния.
64. Организуйте конкурс на самую быструю уборку игрушек на свои места.
65. Прочитайте детям какой-нибудь рассказ, а потом предложите им попробовать себя в роли театральных актеров.
66. Поиграйте с детьми в продовольственный магазин. Товарами в магазине могут быть заготовки из кладовой.
67. Разрешите ребенку взять с собой в ванную игрушки, которые обычно не разрешаете брать (важно, чтобы они были водонепроницаемы!).
68. Устройте генеральную уборку вместе. Конечно, дети далеко не всегда любят работать по дому. Тем не менее, очень важно приучать ребенка к помощи по дому уже в раннем возрасте.
69. Нарисуйте с детьми комиксы и раскрасьте их.

 


Воспользуйтесь возможностью весело и с пользой провести время со своими детьми.

 

«Речевые игры с детьми в период самоизоляции»

 

Каждый заботливый родитель стремится расширить словарный запас ребёнка. Богатый словарный запас говорит об эрудированности, хорошей памяти и высоких умственных способностях ребёнка.

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

 

  1. Кто последний.

 

Взрослый и ребёнок подбирают и называют поочерёдно по одному слову, характеризующему какой-либо предмет. Чьё слово будет последним, тот и будет победителем.

Например: яблоко сладкое, зелёное, круглое, румяное и т.д.

 

  1. Комплименты.

 

Интересная игра, смысл которой заключается в следующем: берём любую игрушку, которую нужно «порадовать», т.е. сказать ей как можно больше приятных слов. Комплименты можно говорить по очереди: то взрослый, то ребёнок.

 

  1. Находим детали.
  • лексикон ребёнка нужно вводить не только названия предметов, но и составляющих их частей.

Родитель: «Это самолёт, что у него есть?» (Крылья, штурвал, сиденья, хвост, мотор…)

–  «А что есть у цветка?» (Стебель, корень, листики, лепестки...)

 

4. Что бывает?

Родитель называет слово-признак (прилагательное), а малыш должен подобрать к нему несколько слов, обозначающих предмет (существительных).

Спрашиваем у ребёнка: «Что бывает большим?» – «Дом, гора, слон...» «Что бывает твёрдым?» – «Камень, лёд, железо..

 

5. Всё наоборот.

  • этой игре словарный запас пополняется словами-антонимами. Взрослый произносит слово, а ребёнок должен подобрать к нему другое слово, противоположное по смыслу. «Хороший - плохой, высокий низкий, больной здоровый и т.д.».

 

6. Добавь слово.

  • этой игре взрослый называет начало действия, а ребёнок должен добавить слово, которое обозначает продолжение и окончание действия:

- Катя положила кашу в тарелку и... (стала есть). - Вова проснулся и... (умылся).

- Маша замёрзла и... (пошла домой).

 

7. Назови одним словом.

 

Игра направлена на пополнение словарного запаса ребёнка обобщающими понятиями. Взрослый называет несколько слов, например: майка, брюки, рубашка, шорты, и просит ребёнка назвать все предметы одним словом (одежда).

Можно поиграть по-другому. Взрослый называет обобщающее слово, например, посуда,и предлагает малышу вспомнить и назвать как можно больше предметов посуды.

 

  1. Сосчитай предметы.

Задача: упражнять детей в количественном счете предметов и правильном согласовании числительного с именем существительным.

Например, один огурец - два огурца - три огурца - пять огурцов; одно яблоко - два яблока,……. - пять яблок и т. д.

Чтобы ребёнку было интересней, можно проводить эту игру с мячом.

 

  1. Чей - Чья - Чье – Чьи.

Задача: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.

Например: У коровы голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? - коровьи и т. д.

 

  1. «Кто кем будет, когда вырастет?» или «Кто кем был, когда был маленьким?»

 

Задача: закрепить в активной речи детей названия животных и птиц и их детенышей.

Например: котёнок будет - кошкой; цыплёнок будет - …? (собака была - щенком; корова была - ...?)

 

  1. Подружи слова. (образование сложных слов)

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает

– самолет, пыль сосет – пылесос и т.д.

 

12. Назови лишнее слово.

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Например: шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….и т.д.

 

13. Игра «Какой? Какая?

Задача: Подобрать как можно больше признаков к предмету (согласование прилагательных с существительными):

лиса (какая?)… , белка (какая?)…, заяц (какой?)….

 

Ещё много полезной информации на сайте:

МААМ.ру для педагогов, воспитателей, родителей

 

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ ИСТОРИИ

 

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Эти короткие рассказы помогут легко научить ребенка пересказывать тексты. До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

 

При этом на разных ступенях обучения применяются различные виды пересказа:

Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.

Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.

Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.

Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

 

КАК САША ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ САМОЛЕТ

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.

  1. Ответить на вопросы: Какое было время года? Что пускал по воде Саша? Что загудело в воздухе? Что Саша спутал с птицей?
  1. Подобрать определения к словам: весна (ранняя, поздняя, теплая); самолет (большой, красивый, серебристый);

лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).

  1. Объяснить значение сложного слова самолет.

Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др. ).

  1. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.

 

ЗИМА

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

  1. Ответить на вопросы: Какое наступило время года? Что лежит на земле?

Куда спрятались звери? Кто рад зиме?

Что делают дети зимой?

  1. Объяснить значение словосочетаний: деревья голые; кругом снег лежит; звери спрятались в норы.
  1. Подобрать эпитеты к словам:

снег (какой?) — белый, мягкий, пушистый, легкий; коньки (какие?) — железные, острые, детские, блестящие; лыжи (какие?) — желтые, деревянные, детские, короткие.

  1. Повторить, кто где живет:

медведь — в берлоге, белка — в дупле, лошадь — в конюшне, лиса — в норе, собака — в конуре.

 

СНЕГОВИК

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снеговику руки. Воткнули в руку ему метлу.

Потом мы сделали ему глаза, рот и нос. На голову снеговику надели шапку.

  1. Ответить на вопросы: Кого дети слепили из снега? Сколько они сделали комков? Что прилепили снеговику? Что воткнули ему в руки? Что сделали потом?

Что надели снеговику на голову?

  1. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).

 

ПРЕДВЕСТНИКИ ВЕСНЫ

 

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

  1. Ответить на вопросы: Какая была зима?

Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел?

Кого увидели дети? Что они закричали?

Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)

Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое. )

  1. Пересказать близко к тексту.

 

ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

  1. Объяснить значение словосочетаний:

гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.

  1. Ответить на вопросы:

Какие птицы прилетают весной первыми?

Что сразу начинают делать грачи?

Где они вьют гнезда?

Когда они выводят птенцов?

  1. Образовать множественное число от следующих существительных: грач — грачи, гнездо — гнезда, сук — сучья, корень — корни, птенец — птенцы, дерево — деревья, ствол — стволы, пень — пни.

 

  1. Закончить предложения:

На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).

На ветке сук, а на ветвях... (сучья).

  • гнезде птенец, а в гнездах... (птенцы). На дворе дерево, а в лесу... (деревья).

 

МЕДВЕДЬ

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

  1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
  1. Составить рассказ-описание медведя.
  1. Вспомнить загадки про лесных зверей

 

ЁЖ

  • лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
  1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.
  1. Ответить на вопросы:

Кто жил в лесу?

Куда приходил еж ночью?

Что он делал с яблоками?

Куда он относил яблоки?

Что еж заготавливал на зиму?

 

КРОЛИК

Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

  1. Ответить на вопросы: Какой у Миши кролик?

Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост? Как он грызет морковку?

Чем его еще кормят?

  1. Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во множественном числе.
  1. Образовать сравнительную степень прилагательного:

Красивый — красивее,

мягкий — мягче,

длинный — длиннее,

добрый — добрее,

сильный — сильнее,

толстый — толще,

тонкий — тоньше,

быстрый — быстрее,

злой — злее,

высокий — выше,

низкий — ниже.

 

ВЕРБЛЮД

  • жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод
  • жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить — жир его прокормит.

1. Ответить на вопросы: Где живет верблюд?

Почему он может долго быть без еды и питья? Где мы можем увидеть диких зверей?

А ты был в зоопарке? Кого ты видел в зоопарке?

(Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т. д. )

2. Образовать прилагательные от существительных типа: шкура льва — львиная шкура; шкура верблюда -верблюжья шкура; шкура медведя — медвежья шкура; шкура лисы — лисья шкура и т. д.

 

ДРУЖОК

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

  1. Объяснить значение словосочетаний: стадо овец, отбил овечку.
  1. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе:

Стадо пас... (пастух).

Во дворе залаяла... (собака). Стадо пасли... (пастухи).

Во дворе залаяли... (собаки). Утром громко пропел... (петух). Рано утром пропели... (петухи).

  1. Подобрать названия предметов к названиям действия.

Дружок погнался (за кем?) — за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т. д.

 

ЛЬВЫ

Живут львы парами — лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые.

  1. Ответить на вопросы: Где живут львы?

Как называются их детеныши? На кого похожи львята?

  1. Сравнить тигра и льва:

чем отличаются и чем похожи?

  1. Назвать детенышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда). Подобрать к названиям зверей формы множественного числа, например: У льва пять львят и т. д.

 

ОСЕНЬ

Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.

  1. Объяснить значение словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.
  1. Рассказать, чем отличается осень от весны.
  1. Какие птицы улетают в теплые края?

Как называются такие птицы?

  1. Образовать множественное число от существительных:

дерево — деревья, лист — листья, дождь — дожди, ствол — стволы, ветер — ветры.

Составить с этими словами предложения.

  1. Подобрать слова-действия к названию растений и птиц:

лист — желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;

птицы — — улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнезда и т. д.

 

ОСЕНЬ НАСТУПИЛА

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

  1. Объяснить значение словосочетаний:

моросит дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые тучи.

  1. Дополнить предложения недостающими словами. Осень... (наступила).

Холодный дождь... (моросит).

По небу... (гуляют) серые тучи.

Желтые листья... (падают) на землю.

  1. Пересказать текст.
  1. Ответить на вопросы по теме «Осень»: Какая погода осенью?

 

ЛЕТО

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая.

  • сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в лиловых колпачках, другие — в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.
  1. Ответить на вопросы:

С чем сравнивает автор цветы?

Как вы думаете, какие цветы изобразил он?

Видели вы их? Расскажите о них.

 

ВЕСНА

Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно — зеленые листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна.

Ответить на вопросы:

  1. Что тает весной?

Что происходит весной с деревьями?

Какая одежда подходит для весны?

  1. Объяснить значение словосочетаний: Прозрачный воздух.

нежно-зеленый цвет. Звенящий воздух. Природа пробуждается.

  1. Подобрать прилагательное:

Солнце (какое?) яркое, греющее...

Воздух (какой?) чистый, прозрачный...

Снег (какой?) грязный, рыхлый...

  1. Пересказать рассказ.

 

УТКА

Утка на пруду ныряет, купается, свои перышки клювом перебирает. Перышко к перышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет — вот до чего хороша! И закрякает:

— Кря-кря-кря-кря!

  1. Ответить на вопросы: Где купается утка?

Что она перебирает клювом? У утки есть зеркальце?

Как крякает утка? Утка что делает?

Купается, ныряет, перебирает перышки, чистится, любуется собой, крякает.

  1. Пересказать.

 

ЖУРАВЛИ

Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек.

Гнезда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его.

В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.

  1. Ответить на вопросы: Где живут журавли? Где строят гнезда?

Как журавль охраняет гнездо? Куда улетают журавли?

Как называются птицы, которые улетают на юг? Каких еще птиц ты знаешь?

Журавль какой? длинноногий, грациозный...

  1. Пересказать.

 

ПИНГВИНЫ

  • Антарктиде, на материке, где вечная зима, живут пингвины. Это удивительные птицы, они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Пингвины очень нарядные, спинки и бока у них черные, а белая грудка кажется шелковой — такая она гладкая и блестящая. Детенышей у пингвинов высиживает самец, он ни на шаг не отходит от яйца, пока не появится птенец.
  1. Ответить на вопросы: Где живут пингвины Они умеют летать? А плавать? Какого они цвета?

Откуда появляются птенцы

  1. Объяснить значение словосочетаний: Вечная зима.

Высиживает птенцов.

  1. Пересказать.

 

КОЗА

 хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерет. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, еще вкуснее коровьего.

  1. Ответить на вопросы: Куда идет коза?

Кто ее ждет дома? Что ворует коза? Какое у козы молоко? Коза какая?

Задиристая, вороватая, непослушная, озорная...

  1. Пересказать.
  1. Пересказать во множественном числе (Идут козы домой по улице, торопятся... )

 

КОШКА

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поет-мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

  1. Ответить на вопросы: Как зовут кошку?

Кого она поймала? Чем ее покормили? Сколько котят у кошки? Что делает котенок? Кошка какая?

Сытая, довольная, мурлычущая.

А котенок какой?

Маленький, играющий, фыркающий.

  1. Пересказать.
  1. Пересказать от лица кошки (Я кошка Маруська, у меня... )
  1. Пересказать от лица котенка (У меня есть мама-кошка, зовут ее Маруська.

Она... )

 

БАБОЧКА

 

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.

Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

  1. Ответить на вопросы: Какое было время года?

От кого пряталась бабочка? Что помогло ей спастись?

Как можно назвать бабочку? (находчивой)

  1. Пересказать рассказ.
  1. Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг... )
  1. Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка...)


Официальный сайт 
 Министерство просвещения Российской Федерации
  

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width="200"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png