Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Консультация для родителей

«Детям о насекомых»


С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок и отдыхать на природе мы не перестаём восхищаться увиденным и передаём свои чувства и мысли своим детям. Знакомим со всеми явлениями природы, её составляющими частями.
Одной из ярких частиц целого нашей природы являются насекомые. Трудно представить себе летнюю прогулку без красивых, имеющих яркую расцветку бабочек, стрёкота кузнечиков в траве, снующих повсюду муравьёв. Насекомые привлекают своим внешним видом взгляды окружающих и вызывают неподдельный интерес у детей.
Проявления познавательного интереса у детей с самого раннего возраста и поддержание этого интереса взрослыми могут иметь далеко идущие и очень важные последствия. У детей будет развиваться память, речь, формироваться эмоциональность и чувственность, воспитывается доброта, отзывчивость и желание бережно относиться к окружающей природе. От нас, взрослых, зависит многое. Сможем ли мы научить наших детей любить и заботится о природе. Ответим ли мы на тысячи вопросов наших почемучек. Что же можно рассказать детям о насекомых.
Можно рассказать детям о том, как передвигаются насекомые. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать, некоторые даже могут ползать вниз головой. Питание насекомых составляют зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики едят древесину и кору деревьев. Есть в природе насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.
Такие насекомые как пчёлы, шмели, бабочки и мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок эти насекомые переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке и лапкам и таким образом опыляют растения, которым необходима такая помощь.
В природе всё взаимосвязано. Насекомые помогают опылять растения. Без насекомых не смогли бы существовать насекомоядные птицы. У таких птиц тонкий клюв, которым они не могут расколоть твёрдый орешек или вылущить зёрнышко. Насекомые являются пищей для ящериц и летучих мышей.
Спасаются от врагов насекомые защитной окраской. Например, кузнечики и гусеницы, сидя неподвижно в траве или на листочке остаются незаметными. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек или сучков.
На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при резких и неожиданных взмахиваниях отпугивают врагов.
Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и впрыскивают в ранку яд. Такие насекомые окрашены в жёлтые и чёрные цвета, например, пчела, оса или шмель. Птицы и звери знают это и предпочитают их не трогать. Но есть безобидные осовидные мухи, которые взяли окраску кусачих ос и таким образом научились защищаться.
Божьи коровки в случае опасности выпускаю едкую пахучую жидкость. Тем самым отпугивая птиц.
Гусеницы бабочек-шелкопрядов покрыты густыми жёсткими волосками и птицы не любят их есть. Только кукушки поедают этих вредителей в большом количестве.
Многие насекомые приносят пользу людям. Благодаря пчёлам у людей есть вкусный, душистый и полезный мёд. Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.
Интересные факты о насекомых
Муравей – самое сильное живое существо на Земле. Он может поднять вес в десять раз превышающий свой. А ещё, муравьи – замечательные строители. Проходя по лесам и лугам, видишь муравейники, которых очень много. В муравьиных теремах есть кухни, детские, мусоросборники и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте. В муравейниках даже предусмотрена система вентиляции. В случае непогоды

·  все входы и выходы заделываются так прочно, что ни снег, ни дождь им не страшен.
Живёт в муравейнике несколько сот тысяч муравьёв. Правит ими муравьиная принцесса. Она в большом количестве откладывает яйца, их которых позже появляются личинки. Заботятся о подрастающем поколении рабочие муравьи. Охрану муравейника несут на себе муравьи-солдаты.
Муравьи – хищники. Они истребляют очень много различных насекомых. Но и у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, например, дятел, ворона. Не могут защитить себя муравьи от медведей. Медведь запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда его облепят муравьи в большом количестве, а затем разом их проглатывает.
Муравьишка – муравей,
Строит терем без гвоздей.
Строит ловко и умело,
Защищает дом свой смело!
Издавна полюбился людям мёд, который собирает труженница-пчёлка. Но не только мёдом полезна пчела для людей. Из воска, который используется пчёлами для строительства сот, люди делают свечи.
Раньше пчёлы строили свои улья в дуплах деревьев, но когда человек понял пользу этих насекомых, для пчёл стали делать специальные домики-ульи, и человек, таким образом «приручил» пчёл. Интересно, что у пчёл большие глаза, которыми они хорошо различают синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвет. Язычок у пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком пчела всасывает сладкий цветочный нектар и воду.
С раннего утра рабочие пчёлы вылетают на сбор нектара и цветочной пыльцы. Главной в пчелиной семье является матка. Её задачей является откладывание яиц в подготовленные рабочими пчёлками восковые ячейки.
Если рождается новая матка, то прежняя покидает улей с частью пчёл. Говорят, что улей роится, и пчеловод старается пересадить рой в новый улей, иначе пчелиная семья может улететь в лес и поселиться в дупле дерева.
По поведению пчёл можно предсказывать погоду. Если пчёлы прячутся в улье, жди ненастья. Если пчёлы сидят неподвижно на стенках улья, то лето будет жарким и засушливым.
Труженница-пчёлка
За нектаром летает,
Мёд и воск
людям дарит!
Природа дарит нам красоту, оценить и постичь которую мы помогаем нашим детям. Рассказывая и показывая интересные факты из жизни насекомых, мы помогаем ребятишкам узнавать много нового и интересного. Воспитываем любовь к природе и бережное к ней отношение!

 

Список детских произведений по теме недели «Насекомые»

  • Чтение К. Чуковского «Муха-цокотуха».  Цель:воспитывать любовь к художественной литературе, умение внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанному
  • Чтение разучивание стих-я «Трудолюбивая пчелка»Цель:развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.
  • Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».Цель :дать представление о басне, ее жанровых особенностях.
  • Чтениебасни И.Крылова «Пастух и комар». Цель: Познакомить детей с произведением, закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию.
  • Чтение  Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей»
 

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в старшей группе.   Тема: «Бабочки»

Цель:продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом передачи изображения- «монотипия».

Задачи: продолжать учить детей рисовать на мокром листе бумаги. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, фантазию, воображение, эстетический вкус и чувство цвета. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы, заботливое отношение к насекомым. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Материал:белый лист бумаги формат А4, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, иллюстрация с изображением бабочки

Ход: 1.Вводная беседа.

В.: -Здравствуйте, ребята. К нам прилетела необычная гостья. Я вам загадаю загадку, а вы скажите, кто у нас в гостях.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

В.: Верно. Ребята, а как вы догадались, что это бабочка?

Дети. У нее четыре крылышка, она сидела на цветке и потом улетела.

В.: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела!  Бабочки- одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, крылья их сказочные, покрытые мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую окраску. Если насекомое поймать, эти чешуйки, похожие на пудру, останутся на руках. Без этого покрытия бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, она переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести. Бабочки всегда красивы, как будто собрались на королевский бал.

2. Физминутка «Бабочки»

В.: Давайте мы с вами превратимся в маленьких бабочек. Закройте глазки и представьте, что мы с вами бабочки. Мы очень красивые и нарядные, различных цветов и оттенков. Давайте расправим наши изящные крылышки.

Спал цветок (дети сидят, сложа руки)

И вдруг проснулся (встали)

Встрепенулся (наклоны влево-вправо; руки свободно опущены)

Потянулся ( поднимают руки, тянутся вверх, встав на носочки)

Взвился вверх (движения кистями рук вперед- назад)

И полетел (руки в стороны, повороты туловища влево-вправо)

Солнце утром лишь проснется (повороты вокруг себя на месте)

Бабочка кружит и вьется.(имитация взмахов крыльев бабочки)

Ну вот, мы и прилетели на поляну. Посмотрите, как много красивых цветов. Присаживайтесь на полянке.

3. Проблемная ситуация.

В.: Наша гостья очень красивая, но немного грустная, оттого, что она совсем одна. Ребята, как мы ей можем помочь, чтобы она не грустила?

Дети:Нарисовать много бабочек.

В.: Замечательно вы придумали! Сейчас мы с вами превратимся в художников и нарисуем много ярких, разноцветных бабочек, подружек для нашей гостьи.

Бабочка, ребята, это насекомое. У нее, как и у других насекомых, шесть ног и крылья. А сколько крыльев у бабочки?(Д: четыре) Правильно, два с одной стороны и два с другой. А какие они по форме: разные или одинаковые? (Д: одинаковые) А как расписаны крылья? (Д: рисунок с одной стороны и с другой одинаковый.) Вы очень внимательны! Противоположные крылья у бабочки называются симметричными, то есть имеющие одинаковую форму и рисунок. А чем питаются бабочки? (Д: нектаром цветов) Верно. Для этого у нее есть длинный хоботок и усики.

Педагог предлагает изобразить бабочку необычным способом- предметной монотипией.

4.Частичный показ.

1.Лист бумаги складываем пополам, чтобы получилась линия сгиба.

2. На правой половине листа нарисовать половину бабочки.

3. Левую сторону быстро смачиваем водой при помощи губки. Прижимаем к правой и тщательно разглаживаем. Открываем лист…Что получилось? Нарисованная половина бабочки отпечаталась на мокром листе.

5. Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

бабочка-капустница

над цветком летала,

весело порхала,

пыльцу собирала.

(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые. Легким, но не резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.)

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь педагога.

6. Заключительная часть

В конце занятия все работы детей раскладываются на ковре. Дети любуются своим творчеством.

В.: Да вы же настоящие волшебники! Какие красивые и радостные бабочки у вас получились!

Педагог обращает внимание на необычность рисунков. Просит повторить название способа изображения бабочек. Отмечает детей, которые внесли дополнения в свои рисунки. Предлагает поиграть в п\и «Бабочки».

 ВОТ ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ!!!!

 


Официальный сайт 
 Министерство просвещения Российской Федерации
  

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width="200"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png