Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

ПРОЕКТ по работе с неблагополучными семьями,

родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.

Актуальность проблемы. Воспитать ребенка — задача не из простых. Родители — тоже люди, со своими проблемами, характером, иногда плохим настроением. Но главная задача родителя — воспитать ребенка, лучше себя, окружить его теплом и заботой, любить и воспринимать его таким, каков он есть. Тем не менее, в наше время очень много неблагополучных семей, где осуществляется  насилие По данным отечественных социологов, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического. Чрезмерная занятость родителей, их загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, приводят к тому, что дети большую часть времени лишены их заботы и контроля. Психологическая усталость взрослых приводит к раздражительности, агрессии в отношении самых незащищенных домочадцев. И они, без вины виноватые, страдают от невнимания и немотивированных вспышек гнева мам и пап.         

              На основании разъяснения Верховного Суда Российской Федерации жестоким обращением с несовершеннолетним является осуществление физического или психического насилия над ними либо покушение на их половую неприкосновенность, также жестокое обращение может проявляться «в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)».

      Многие родители, совершая насилие по отношению к ребёнку, маскируют это строгим воспитанием или гиперопекой. Психологически слабые люди, которые не в состоянии самоутвердиться в окружении равных себе людей, считают ребёнка своей вещью. Таким способом, родители привязывают к себе своего малыша, при этом делая его зависимым и лишая возможности самостоятельно принимать решения. Печален и тот факт, что большинство случаев жестокого обращения с детьми остаются неизвестны правоохранительным органам, так как многие граждане не осведомлены, как они должны поступать, если они становятся свидетелями психологического или физического насилия над ребёнком. 

                В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.

             Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена. Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.  

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в   семье.

Цель проекта: Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми, для соблюдения прав детей в семье и образовательной организации.

 

Задачи проекта:

  1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми;
  2. Создать условия для психолого-педагогической и правовой поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  3. Определить   основные   направления   профилактической,   диагностической,   коррекционной работы   по защите прав ребёнка от всех форм насилия;
  4. Разработать комплекс мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми в семье, в детском саду;
  5. Привлечь родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе и оказании   помощь   родителям   по   формированию   устойчивых   взглядов   на   воспитание, отношение в семье,  разрешение конфликтов ситуациях;
  6. Проводить консультативно-профилактическую работу среди педагогических работников, родителей,по   разъяснению   прав   и   обязанностей   родителей и педагогов на   этапе   вхождения ребёнка в систему дошкольного образования;
  7. Распространение  лучшего опыта семейного воспитания. 

 

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Сроки реализации проекта:   в течении учебного года

Этапы реализации проекта:

 

  • подготовительный,
  • диагностический,
  • профилактический

План реализации проекта:

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

ответственный

1 этап – подготовительный.

1

Подготовка банка нормативно-правовых и инструктивных документов, регламентирующих деятельность дошкольного учреждения в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении

 август

Заведующий

2.

Разработка  локальных нормативных актов МБДОУ, регулирующих организацию работы с неблагополучными семьями, родителями п профилактике жестокого обращения с детьми.

август

Заведующий, старший воспитатель

3

Заключение Договоров с родителями вновь прибывших детей, заполнение родителями согласия на обработку персональных данных

Август-сентябрь

Заведующий, старший воспитатель

2 этап – диагностический.

1

Изучение статуса семей и условий жизни ребёнка, анкетирование родителей (уровень жизни, социальный статус)

Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)

Анкета « Есть ли место насилию в семье?»

октябрь

Воспитатели групп

 

 

 

Педагог-психолог

2

Организация учёта и формирование реестра данных семей, находящихся в социально-опасном положении

Октябрь, корректировка в течение всего учебного года

Совет  по работе с неблагополучными семьями

3

Контроль, наблюдение за детьми

Ежедневно

 

Воспитатели групп

4

Изучение причин неблагополучия семьи

По мере выявления

 

 Совет  по работе с неблагополучными семьями

5

Разработка индивидуальных планов на группах коррекции и сопровождения несовершеннолетних, семей, находящихся в социально-опасном положении

По мере выявления

Воспитатели,  Совет  по работе с неблагополучными семьями

6

Осуществление оперативного взаимообмена информацией с образовательными учреждениями о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, детях и семьях, находящихся в социально-опасном положении

В соответствии с запросом в течение года

Заведующий ДОУ

7

Организация взаимообмена ДОУ со структурами местного самоуправления, ведомствами в части соблюдения норм ФЗ № 120 (разработка и согласование межведомственного плана, проведение совместных мероприятий)

По мере выявления

Заведующий ДОУ

8

Организация контроля в ДОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В течение года

Заведующий ДОУ

3 этап – профилактический

РАБОТА С ДЕТЬМИ

 1

Подбор буклетов, разработка занятий по правам ребенка, разработка памяток для детей.  

сентябрь

Воспитатели

2

Методика "Рисунок семьи"

Методика "Цветопись"

Тест "Подставные лица"

Тест "День рождения"

Экспериментальная  методика Т.А. Репиной «Секрет»

«Два дома» И.Вандвик, П.Экблад

адаптированная методика В.Г. Щур «Лесенка»

тест тревожности Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки

Интервьюирование детей "За что вас родители хвалят и наказывают" 

В течении года

Педагог-психолог

3

Занятие: Знакомство дошкольников с их правами

сентябрь

воспитатели

4

Беседы на тему «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?», «Какую ошибку совершила Красная шапочка?».

октябрь

воспитатели

5

Беседа «Давайте жить дружно»

Беседа «Если меня обижают родители»

Беседа «Учись быть добрым»

Беседа «Один дома»

Викторина «На что я имею право» (правовое воспитание)

Ноябрь-декабрь

воспитатели

6

Проведение занятий по программе песочной терапии «Чудеса в песочнице» для детей с неконструктивным поведением младшего, среднего дошкольного возраста.

В течении учебного года

Педагог-психолог

7

Проведение занятий по программе Куражевой Н.Ю. «Цветик-семицветик» на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

В течении учебного года

Педагог-психолог

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1

 Сообщения о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка на разных этапах жизни.

 

сентябрь

воспитатели

2

Консультация: «Декларация прав ребенка»

октябрь

воспитатели

3

 «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Участники: Семьи с детьми.

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

ноябрь

Инструктор по ФК

4

Консультация: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?

декабрь

Старший воспитатель

5

 - Консультации: «Признаки жестокого обращения и насилия»; «Родителям о правах ребёнка»; «Хорошо ли вы знаете своего ребенка?»

 

январь

Педагог-психолог

6

Психологический тренинг «Я – папа»

Цель: актуализация роли папы в жизни ребенка.

 

февраль

Педагог-психолог

7

Семинар-практикум Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре

март

Педагог-психолог

8

Семинар-практикум:

 «Двенадцать помех на пути активного слушания или что нам мешает слушать ребёнка»

Цель: Научить родителей прослеживать в своей речи автоматические реакции при взаимодействии с ребенком.

апрель

Учитель-логопед

9

Проведение мероприятий в рамках детско-родительского клуба «Вырастай-ка»

В течении учебного года

Специалисты ДОУ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

 

Анкета «Стиль педагогического общения»

Тест самооценки затруднений в общении с родителями.

«Оценка психологического климата в педагогическом коллективе».

 

В течении учебного года

Педагог-психолог

 

 •          Методические рекомендации по организации работы по предотвращению жестокого обращения с детьми в образовательных организациях.

сентябрь

Старший воспитатель

 

  •         Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний по проблемам профилактики жестокого обращения с детьми.

октябрь

Педагог-психолог

 

  •         Извлечения из законодательных актов РФ по вопросам защиты детей от жестокого обращения.

ноябрь

Старший воспитатель

 

Консультация:           «Факторы, способствующие возникновению насилия и жестокого обращения с детьми»

декабрь

Старший воспитатель

 

 Семинар-практикум:             «Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя»

январь

Педагог-психолог

 

 Семинар-практикум: «Ненасильственное общение в семье, ненасильственное отношение «ребёнок-взрослый»

апрель

Старший воспитатель

Взаимодействие в сфере профилактики правонарушений по преемственности                           «ДОУ - ШКОЛА»

 

Реализация проекта «СОДРУЖЕСТВО»

В течении учебного года

Старший воспитатель

 

Ожидаемые результаты:

 

  Реализация данного проекта позволит детям:

  • легче адаптироваться в группе детей;
  • создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения;
  • повысить свою самооценку, статус в детском коллективе, снизить тревожность, агрессию;
  • улучшить здоровье и качество жизни, отношения с окружающими;
  • воспитать  целеустремленность,   чувство   ответственности,   умение   устоять   перед асоциальными проявлениями;
  • будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе. 

педагогам:

  •  выявить детей, находящихся в социально-опасном положении и группе риска;
  • своевременно выявить  случаи жестокого обращения с детьми;
  •  компетентность знаний по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • осуществлять планирование, организацию деятельности   в пределах своих полномочий по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних;

 

  • компетентность знаний по вопросам педагогического и правового просвещения родителей, испытывающих трудности в выполнении своих родительских обязанностей;
  • оказание психолого-социально-педагогической помощи семье и несовершеннолетним группы риска;

 

родителям:

  • компетентность знаний в области профилактики жестокого обращения с детьми;
  • повысить родительскую самооценку, уверенность, умение выражать свои чувства, эмоции и настроение словами;
  • создать условия для активного участия в учебно-воспитательном процессе.

 


Официальный сайт 
 Министерство просвещения Российской Федерации
  

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width="200"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png