Печать

Что такое право?

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники дошкольных образовательных учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка, и следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь.

Согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе». Благодаря праву, человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине XIX в. Крестьянская реформа, по выражению М.Е.Салтыкова – Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». С этого времени в сознании людей стала внедряться мысль о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эгалантайн Джебб. По существу, именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1924 году была принята Лигой Наций. Декларация явилась основой для другого важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Основные естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого во Всеобщей декларации прав человека, но часть положений конвенции о правах ребенка более специфична: признается право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту и т.д. Общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь.

Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного пространства ДОУ: детей, педагогов, родителей. Положения Конвенции органично вошли в нормативно – правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка - дошкольника:

 - на охрану здоровья;

 - на образование;

 - на участие в играх;

 - сохранение своей индивидуальности;

 - на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.