Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Авторизация

Праздники

Праздники России

Логопедические игры дома

Многие из нас, будучи родителями детей в условиях самоизоляции столкнулись с проблемой занятости ребенка дома. В какие игры играть? Как учесть его интересы и возрастные особенности? С детьми, имеющими речевые нарушения, это проблема приобретает совершенно иное значение.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Для того, чтобы оказать помощь в этом непростом процессе, мы предлагаем систему расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

Кроме того, нами будут приведены интересные игры-звукоподражания, которые помогут закрепить поставленный звук, а заодно и весело провести время с ребенком!

 

Каждое движение следует выполнять перед зеркалом.

Движения нужно проводите неторопливо, ритмично, четко.

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).

Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал. Помогут в этом веселые стихотворения, которые можно проговаривать, пока ребенок выполняет упражнение.

Очень помогает также введенный персонаж, например, ребенок, который тоже правильно и красиво говорит, и хочет научить этому других.

 

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Нужно соблюдать основные требования при проведения арт. гимнастики:

 

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.

Самомассаж языка

Звукознайкин собирается сделать полезный массаж языку – чтобы язычок стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки. Сделай и ты массаж своему языку. Помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать.

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами

И в конце погладим ласково губами.

 

Чувствуешь, как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать так, как ты ему велишь.

Игры-упражнения для формирования движения губ

 

При выполнении этих упражнений ребенок должен сформировать две основные губные позы: открытую улыбку, которая необходима для произнесения звуков [и], [э], [c], [c’], [з], [з’], [ц] и трубочку – вытягивание губ вперед, - необходимую для правильного артикулирования звуков: [о], [у], [ш], [ж]. [ч], [щ].

Упражнение «Лягушки улыбаются»

 

Чтобы научиться красиво говорить, надо заставить свои губы хорошо работать. Знаешь, что здесь главное? Научиться улыбаться открытой улыбкой. Например, как лягушка Квака.

 

Поучимся вместе с Квакой широко улыбаться. Возьми зеркало и будем улыбаться вместе.

 

Квака любит улыбаться.

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

 

Упражнение «Заборчик»

Звукознайкин командует:

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем..

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Сколько зубов в верхнем ряду? Сколько в нижнем?

 

Упражнение «Трубочка»

Вытяни губы вперед трубочкой и держи в таком положении, считая про себя до пяти. А сейчас подуди в трубочку:

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду,

Ду-ду, ду-ду-ду!

Давай «поиграем» пальцами на дудочке:

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую:

Ду-ду-ду да ду-ду-ду,

Я по улице иду!

 

Упражнение «Рупор»

Сложи ладони рупором, поднеси к губам и проговори громко: «О» (повествовательно), «О!» (с восклицанием), «О…» (огорченно), «О?» (с вопросом), «О?!» (с вопросом и удивлением).

 

Подражания звукам

Данные упражнения рекомендуется выполнять для закрепления звука только в случае, если выработано его правильное произношение или он итак имелся у ребенка.

«Песенка насоса»

Звукознайкин отправился в лес, но по дороге колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай движения руками вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.

«Вместе распилим осинку»

А сейчас помоги Звукознайкину-дровосеку заготовить дрова на зиму, начинай вместе с ним пилить осинку. Пила пилит и мягко свистит: сь-сь-сь-сь.

«Подразни комаров»

В лесу комаров – полным-полно, замучили они вас со Звукознайкиным, звенят и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звенит твердым голосом: з-з-з-з, а ему вторит маленький комаришка, выводит своим мягким звонким голоском: зь-зь-зь-зь. Подразни комаров – позвени твердым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьется.

«Рассердились гуси»

Представь, что ты летом вышел погулять на лужок. Вот мимо тебя сердитые гуси идут к речке и грозно шипят: ш-ш-ш-ш. изобрази такого гуся, пошипи вместе с ним: ш-ш-ш-ш.

«Майский жук»

А теперь превратись в жука. Помаши руками, будто крыльями, пожужжи так, как на лугу жужжат настоящие звуки. Скажи себе: «Я жук, я жук. На лугу живу. Летаю и жужжу, летаю и жужжу – ж-ж-ж-ж.

Это лишь несколько логопедических игр, которые можно использовать для игр с ребенком. Многое может не сразу получаться, но огорчаться совсем не стоит. Терпение и хорошее настроение – верные помощники на пути к достижению цели.

Берегите свое здоровье!

 

Учитель-логопед   Пескова Наталия Олеговна

 

 


Официальный сайт 
 Министерство просвещения Российской Федерации
  

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width="200"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png