Логопедические игры дома
Многие из нас, будучи родителями детей в условиях самоизоляции столкнулись с проблемой занятости ребенка дома. В какие игры играть? Как учесть его интересы и возрастные особенности? С детьми, имеющими речевые нарушения, это проблема приобретает совершенно иное значение.
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Для того, чтобы оказать помощь в этом непростом процессе, мы предлагаем систему расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.
Кроме того, нами будут приведены интересные игры-звукоподражания, которые помогут закрепить поставленный звук, а заодно и весело провести время с ребенком!
Каждое движение следует выполнять перед зеркалом. Движения нужно проводите неторопливо, ритмично, четко. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка). Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал. Помогут в этом веселые стихотворения, которые можно проговаривать, пока ребенок выполняет упражнение. Очень помогает также введенный персонаж, например, ребенок, который тоже правильно и красиво говорит, и хочет научить этому других.
|
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Нужно соблюдать основные требования при проведения арт. гимнастики:
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.
Самомассаж языка
Звукознайкин собирается сделать полезный массаж языку – чтобы язычок стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки. Сделай и ты массаж своему языку. Помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать.
Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,
И опять погладим ласково зубами,
А потом похлопаем бережно губами
И в конце погладим ласково губами.
Чувствуешь, как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать так, как ты ему велишь.
Игры-упражнения для формирования движения губ
При выполнении этих упражнений ребенок должен сформировать две основные губные позы: открытую улыбку, которая необходима для произнесения звуков [и], [э], [c], [c’], [з], [з’], [ц] и трубочку – вытягивание губ вперед, - необходимую для правильного артикулирования звуков: [о], [у], [ш], [ж]. [ч], [щ].
Упражнение «Лягушки улыбаются»
Чтобы научиться красиво говорить, надо заставить свои губы хорошо работать. Знаешь, что здесь главное? Научиться улыбаться открытой улыбкой. Например, как лягушка Квака.
Поучимся вместе с Квакой широко улыбаться. Возьми зеркало и будем улыбаться вместе.
Квака любит улыбаться.
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Упражнение «Заборчик»
Звукознайкин командует:
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем..
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Сколько зубов в верхнем ряду? Сколько в нижнем?
Упражнение «Трубочка»
Вытяни губы вперед трубочкой и держи в таком положении, считая про себя до пяти. А сейчас подуди в трубочку:
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду!
Давай «поиграем» пальцами на дудочке:
Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую:
Ду-ду-ду да ду-ду-ду,
Я по улице иду!
Упражнение «Рупор»
Сложи ладони рупором, поднеси к губам и проговори громко: «О» (повествовательно), «О!» (с восклицанием), «О…» (огорченно), «О?» (с вопросом), «О?!» (с вопросом и удивлением).
Подражания звукам
Данные упражнения рекомендуется выполнять для закрепления звука только в случае, если выработано его правильное произношение или он итак имелся у ребенка.
«Песенка насоса»
Звукознайкин отправился в лес, но по дороге колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай движения руками вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.
«Вместе распилим осинку»
А сейчас помоги Звукознайкину-дровосеку заготовить дрова на зиму, начинай вместе с ним пилить осинку. Пила пилит и мягко свистит: сь-сь-сь-сь.
«Подразни комаров»
В лесу комаров – полным-полно, замучили они вас со Звукознайкиным, звенят и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звенит твердым голосом: з-з-з-з, а ему вторит маленький комаришка, выводит своим мягким звонким голоском: зь-зь-зь-зь. Подразни комаров – позвени твердым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьется.
«Рассердились гуси»
Представь, что ты летом вышел погулять на лужок. Вот мимо тебя сердитые гуси идут к речке и грозно шипят: ш-ш-ш-ш. изобрази такого гуся, пошипи вместе с ним: ш-ш-ш-ш.
«Майский жук»
А теперь превратись в жука. Помаши руками, будто крыльями, пожужжи так, как на лугу жужжат настоящие звуки. Скажи себе: «Я жук, я жук. На лугу живу. Летаю и жужжу, летаю и жужжу – ж-ж-ж-ж.
Это лишь несколько логопедических игр, которые можно использовать для игр с ребенком. Многое может не сразу получаться, но огорчаться совсем не стоит. Терпение и хорошее настроение – верные помощники на пути к достижению цели.
Берегите свое здоровье!
Учитель-логопед Пескова Наталия Олеговна