Когда идти к логопеду
К логопеду в 2 года |
К логопеду в 3 года |
· Если не понимает речь взрослого · Если не произносит никаких звуков · Если не использует звукоподражание, не выговаривает простые слова · Если речевой дневник завели, а записать нечего |
· Если не строит предложения · Если не говорит на своем языке · Если «каша» во рту · Если не выговаривает звуки а. о, у. и, ы, э, б, п, м, т, д, н. г, х, в, ф
Три года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.
|
К логопеду в 4 года |
К логопеду в 5 лет |
· Если не выговаривает звуки с, з. ц · Если пропускает или переставляет местами слоги · Если не знает цвета · Если путает названия животных, овощей и фруктов Четыре года – возраст, когда можно начинать исправлять звуки. Он уже может контролировать свою речь. но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, уточнить у логопеда, не нужны ли занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая грамматика, словарный запас, грамматика).
|
· Если не выговаривает звуки ш, ж, ч, щ · Если делает ошибки в окончаниях · Если не умеет пересказывать · Если отвечает на вопросы одним словом
Пять лет – это возраст, когда уходит постепенно словотворчество, расширяется словарный запас, ребенок может строить развернутые предложения, все меньше путает значения слов. Речь в пять лет больше похожа на взрослую.
|
К логопеду в 6 лет
|
|
· Если не умеет выговаривать звуки р, л · Если не умеет определять первый и последний звуки в слове · Если не может запомнить буквы и выучить алфавит · Если не умеет пересказывать · Если не знает времена года · Если путает «направо» и «налево» |
Шесть лет – это возраст, когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важнейших показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно уладить до школы, чтобы они не мешали учебе. |
Речевые нормы развития для детей 1-2 лет
13 месяцев
|
14 месяцев |
· Может осмысленно употреблять около 5-ти слов · Беспрестанно повторяет одни и те же слоги, чтобы научиться говорить · Понимает слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка, тетя). · Понимает слова, обозначающие предметы в комнате и вне ее. · Происходит знакомство с природой. |
· Приносит по словесной инструкции предмет, выбирает нужный среди многих предметов · Берет игрушку у одного человека и передает другому · Словами и звуками сопровождает все свои действия с игрушками · Повторяет за взрослыми и детьми · Начинает узнавать изображения предметов
|
15 месяцев
|
16 месяцев |
· Сам повторяет за взрослыми звуки и слова · Первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов · В речи повторяет только первый слог или ударный слоги, безударные слоги может пропускать · Болтает на «своем» языке · Показывает животных (в жизни, на картинках, игрушках), называет их, подражает их голосам «мяу», «ав-ав» |
· Понимает названия окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых качеств предметов и оценок: «большой». «маленький», «хороший», «плохой» · Словарный запас увеличивается до шести слов · Понимает простую инструкцию без жеста. · Указывает часть тела, называя ее. · Начинает выполнять задания: «Дай кубик маме», «Положи кубик на стол» · Преобладают слова и предложения: -выражающие требования («дай») -выражающие наличие предметов (мяу, мама), -называющие лица (звательные) · Может просить повторить слово несколько раз. показывая на предмет, как бы закрепляя его знания. · Сравнивает не более двух предметов: такая – не такая, одинаковые – разные, красный – синий, круглый – квадратный. |
17 месяцев |
|
· Говорит три слова, кроме «мама» и «папа» · Указывает част тела, называя ее · Может назвать одну картинку · Выполняет простые задания · Одним и тем же словом начинает называть разные предметы · В речи широко использует жесты и мимику
|
|
19 месяцев |
|
· Говорит три слова, кроме «мама» и «папа» · Комбинирует два различных слова · Появляется форма дательного падежа «маме» |
|
18 месяцев
|
|
· Происходит скачок в формировании речи, речь начинает развиваться ускоренными темпами · Подражание речи принимает вид веселой игры · Ребенок перестает тянуться к предмету, а обращается к взрослому, называя предмет |
· Начинает произносить не только облегченные, но и точные слова · В слоговой структуре слов наблюдаются пропуски и замены звуков и слогов |
20 месяцев
|
21 месяц |
· Начинается период двухсловных грамматически неоформленных предложений – период фразовой речи. · Эти предложения являются своеобразными конструкциями с пропуском глагола и с объединением неизменяемых существительных, которые хорошо известны ребенку по отдельному их употреблению · Интонационно речь ребенка напоминает речь взрослых · В словах их трех слогов может опускать один из слогов · Ребенок подчиняется собственным приказам. Использует слова, обозначающие эмоции.
|
· Произносит 20 слов. · Говорит простыми предложениями из двух слов. · Начинает появляться предложение в 3-4 слова, но слова остаются бесформенными. · Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. · Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на простейшие вопросы |
22 месяца
|
23 месяца |
· Использует фразу из двух слов. · Начинает появляться фраза из 3-4 слов, но слова остаются искаженными: в трехсложных словах опускается один слог. · Во фразе употребляется глагол в повелительном наклонении. · Употребляет множественное число · Любит слушать сказки, песенки, стихи · Хорошо различает сова, отличающиеся одним звуком «усы», «уши» |
· Называет одну картинку · Комбинирует два различных слова во фразу · Формируется умение строить предложения из трех-четырех слов · Свободно пользуется вопросами: «Кто это?» и «Что это?» · Указывает часть тела, называя ее · Может ответить на поставленный вопрос · Начинает запоминать двустишия, концовки песенок, повторять их
|
24 месяца, 2 года
|
|
· Называет себя по имени · Называет три предмета · Понимает и просит: «Еще» · Употребляет местоимение «Я», а е говорит о себе в третьем лице «Он» или «Она» · Различает и подбирает по образцу 3-4 контрастных цвета · Говорит фразами из двух и более слов · Может ответить на поставленный вопрос · Выполняет задания. · Употребляет множественное число Общий запас слов невелик: чуть больше 100 существительных. Около 50 глаголов, не более 25 прилагательных |
· Хорошо понимает рассказ без показа по картинке о событиях, которых он наблюдал · Характер резкого скачка имеет процесс вычленения ребенком морфологических элементов слов в воспринимаемом им материале · Запоминает много двустиший, песенок, любит повторять их |