Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Как помочь ребёнку правильно произносить поставленные звуки?

 

Ваш ребёнок уже долгое время занимается с логопедом и продолжает, так же как и раньше картавить, шепелявить или говорить так, как будто у него «полный рот каши». Причин может быть несколько, но самая распространённая из них, скорее всего следующая: ребёнок уже какое-то время умеет правильно произносить проблемный звук на занятиях с логопедом, в привычной для этой деятельности обстановке, но не научился, не привык себя контролировать свободной речи. На этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи родителей.

Очень редко ребёнок сам контролирует правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи. Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год.

Задача родителей помочь ребёнку научиться контролировать правильное произношение поставленных звуков. Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука, привыкнуть новому артикуляционному укладу.

В свободной бытовой речи «следить» за звуками особенно трудно, так как ребёнку необходимо реализовать речевой замысел. В потоке речи проанализировать каждое слово, т.е. сделать фонематический анализ. (особенно это тяжело детям, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы или дети, у которых грубо нарушена звукослоговая структура слов, например произнесение таких слов как «трактор», «телевизор», « строительство» вызывает затруднения). Очень часто ребёнка переполняют разнообразные эмоции или он просто устал, переутомлён, недомогает. Ребёнку нужно поставить язык в правильное артикуляционное

положение новое непривычное для него. Помочь в таком нелёгком деле может ребёнку его микроокружение те люди, которые ближе чаще общаются с ребёнком (воспитатели, мамы, папы, бабушки).

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи. Автоматизация звука в слоге. Изолированно произносим звук. РЫЧИМ, ШИПИМ…. Поддерживаем положительный эмоциональный фон. Порадуйтесь вместе с ребёнком для него это новые ощущения. Новое значимое событие ребёнок открыл для себя что-то новое. Это открытие стоило ему большого труда и усилий. Иногда на постановку звука может понадобиться и целый учебный год и ещё при условии ребёнок каждый день занимается «трудится» с логопедом.

Трудность постановки звука обусловлена чаще всего неврологической отягощённостью (стёртой дизартрией). В редких случаях на выработку заданной артикуляционной позы необходимо 3 месяца.

Рекомендуемые игры.

* ПРОИЗНЕСИ СЛОГИ

Ша-ша-ша

РА-РА-РА-РА-РА

СА-со-су-сы

*проговори слоги -с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ра-ра----ра-ра-ра

Шо-шо-шо---шо-шо

-с изменением ударения Ла-ла-ла Ла-ла-ла Ла-ла-ла

2 этап Автоматизация звука в слове.

Игра « КТО БОЛЬШЕ?» КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ С ПОСТАВЛЕННЫМ ЗВУКОМ?

*Усложнения по лексическим темам (фрукты, овощи, мебель, марки машин, имён и т.д.)

*счёт предметов от 1 до 10 и обратно Одна рыбка, две рыбки, три рыбки и т.д.

* спряжение Я работаю Ты работаешь Он работает (она…, мы…, вы…, они…)

Игра «Назови ласково»

Маша – Машенька

Игра «Придумай словечко».

Придумываем с заданным звуком в определенной части слова (начало, середина, конец) Рак, горка, двор.

3 этап Автоматизация звука в предложении.

*Игра «Придумываем предложения с заданным звуком». Сначала предложить ребёнку имена с заданным звуком имена (Рома, Рая, Артур и т.д.)

*усложнение предложение из трех слов. Рома фотографирует тигра.

*Если Вы прочитали ребёнку сказку или посмотрели фильм, предложите вспомнить слова с заданным звуком. Предложенные словесные игры очень простые не требуют специального выделенного времени. Лучше играть всей семьёй. У всех есть повод пообщаться порадоваться успехам своего ребёнка. Необходимо несколько игр держать в голове и контролировать правильное произношение звуков. Если не воспользоваться вышеизложенными рекомендациями, то скорее всего ребёнок будет правильно произносить поставленные звуки только в кабинете логопеда. Самоконтроль у ребёнка вырабатывается только в том месте и с тем человеком, где есть контроль звукопроизношения. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

· не ругать ребенка за неправильную речь;

· ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

· не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

· осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе. Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий.


Официальный сайт 
 Министерство просвещения Российской Федерации
  

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width="200"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png